ЧТО ТАКОЕ ОСАНКА?
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
Осанка – это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституциональными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника. В сохранении вертикального положения тела и поддержании правильной осанки принимает участие более 300 мышц одновременно.
Правильная осанка обеспечивает оптимальную деятельность опорно-двигательного аппарата, правильное размещение внутренних органов, создает благоприятные условия для их функционирования и оптимизирует положение общего центра тяжести тела. Особенно следует подчеркнуть роль правильной осанки в нормальном функционировании спинного мозга, его передних и задних нервных корешков, а через это нормальное функционирование мышечной системы и всех внутренних органов. Осанка влияет и на психоэмоциональный статус. Так, например, сутулость через безусловные рефлексы способствует формированию мрачного настроения, развитию «комплекса неудачника».
С самого раннего возраста первоочередной задачей родителей и педагогов является научить ребенка правильно и красиво сидеть за столом, ходить, стоять, быть красивым и величавым. Именно так понятие «осанка» трактуется в толковом словаре русского языка, составленном В.И. Далем в середине девятнадцатого века: «Осанка – это стан, строй, склад тела, общность приемов и всех его движений, которые должны выявить прежде всего красоту тела.»
В ортопедии принято различать следующие виды осанки:
-правильная (нормальная) осанка;
-нарушенная (дефектная) осанка.
Правильная осанка имеет свои определенные характеристики. При правильной осанке сагиттальные (боковые) изгибы позвоночника распределены, голова поднята, плечи слегка отведены кзади, грудь выдается слегка вперед, живот подтянут, ноги прямые, руки свободно разогнуты.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности, длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание.
Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижения зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и др. В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического (слабость мышечного корсета) телосложения. Нарушение осанки – практически полностью обратимый процесс, не связанный с перестройкой опорных структур позвоночника. Причиной всему – «невключение» одной, двух или трех мышц в поддержание физиологического положения тела.
Уже сформировавшееся нарушение осанки невозможно исправить только лишь насильно удерживаемой правильной позой. Необходимо решать проблему радикально – найти причину нарушения и произвести переобучение нервно-мышечного аппарата.
Образ жизни современных людей очень изменился в части двигательной активности в сравнении с образом жизни наших предков даже в сравнительно недалеком прошлом. Согласно данным академика А.И.Берга, в середине прошлого века из всей энергии, искусственно производимой и потребляемой на земле, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Лишь 4% вырабатывали паровые машины, водяные колеса, ветряные мельницы и т.д. А сейчас мускульная сила производит только 1% энергии.
Наши дети двигаются также все меньше и меньше, а нам, взрослым, больше нравится спокойные и усидчивые дети, но двигательная активность ребенка от общего времени бодрствования должна составлять не менее 50% времени.
Одним из наиболее заметных и часто проявляющихся последствий гиподинамии являются нарушения осанки. С увеличением учебной нагрузки в старшем дошкольном и младшем школьном периоде жизни ребенка увеличиваются нагрузки в положении сидя – и детский позвоночник «устает». Ребенок не в состоянии удерживать выпрямленное положение туловища. В результате перегрузки позвоночника возникает и перегрузка мышечно-связочного аппарата и межпозвонковых дисков, что приводит к появлению мышечных болей, утомляемости.
Нарушение осанки может быть обусловлено многими хроническими заболеваниями, проявляющимися в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата.
Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разнообразных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.
БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ И СЛЕДИТЕ ЗА ИХ ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ.