Конспект занятия
по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
тему:
«Путешествие в Радужную страну»
Задачи:
Закреплять знания детей об основных и производных цветах и оттенках; о цветовом спектре и цветообразовании;
Закреплять умение использовать в рисовании технику «старая форма – новый образ»;
Побуждать к экспериментированию с цветом;
Поощрять творческие находки и стремление к самостоятельному решению образа;
Воспитывать желание добиваться наилучшего результата сообща.
Материал:
Краски – гуашь (синего, красного, жёлтого и белого цвета), кисти, листы бумаги, простые карандаши, ножницы, салфетки, клеёнки, клей, Д/И «Гномики и домики», Д\И «Контрастные и родственные цвета», иллюстрация радуги, панно «Чудо – дерево».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? ( Ответы детей ).
Тогда я предлагаю вам отправиться на экскурсию в одну сказочную страну. Как мы можем туда попасть? (Ответы детей).
( Воспитатель и дети проходят через волшебное зеркало).
Воспитатель: Ребята, оглядитесь вокруг. Мы находимся сейчас в волшебной стране, которая называется Радужная. И в этой Радужной стране много маленьких, весёлых и трудолюбивых жителей. Как вы думаете, кто живёт в этих домиках (Ответы детей).
Воспитатель: Совершенно верно, в разноцветных домиках живут цветные гномики. Они очень гостеприимны и рады, что мы пришли к ним в гости. Гномы любят играть и придумывать друг другу интересные задания. Вот и для нас они тоже кое – что придумали. Они предлагают поиграть нам в игру: «Гномики и домики».
(Проводится Д\И «Гномики и домики). Дети должны заселить гномиков в домики, основываясь на знания правил о цветообразовании. Например: например в фиолетовом домике будут жить гномы красного и синего цвета, в зелёном – красного и синего, в сером – чёрного и белого, в салатовом – зелёного и жёлтого, голубом – синего и белого, в розовом – красного и белого, в оранжевом – красного и жёлтого).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете как нужно смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки. Скажите, какие цвета являются основными?
(Ответы детей: красный, жёлтый, синий).
Воспитатель: Правильно. А фиолетовый, оранжевый, голубой, серый, зелёный, розовый и многие другие какими являются цветами?
( Ответы детей: это производные цвета).
Воспитатель: Молодцы, правильно. Яркие, насыщенные цвета (например: синий, красный, зелёный, жёлтый и др.) называют хроматическими. Их можно разделить на две группы и назвать тёплыми и холодными. А цвета не яркие, такие как белый, чёрный, серый в противоположность хроматическим называют ахроматическими.
Ребята, как вы думаете, почему волшебная страна, где живут гномики называется Радужная?(Ответы детей).
Открою вам секрет, что каждое утро жители этой страны могут любоваться разноцветной, яркой радугой, которая появляется в небе, над их домами. И поэтому все гномики хорошо знают все цвета цветового спектра. Им в этом помогает стишок – подсказка. Вы догадались какой?
(Ответы детей: Каждый охотник желает знать где сидит фазан).
А цвета цветового спектра можете назвать?
( Проводится Д\И «Назови цвета радуги». Дети по цепочке называют все цвета цветового спектра, соблюдая их последовательность ).
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, а гномики каждое утро делают зарядку. Хотите покажу какую?
( Проводится физкультминутка: «На зарядку становись!»
На зарядку становись! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком
рука, другая вниз! меняем руки).
Повторяем упражненье, (Руки перед грудью, рывки руками).
Делаем быстрей движенья.
Раз – вперёд наклонимся, (Наклоны вперёд, назад и в стороны).
Два – назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся.
Приседания опять (Приседания).
Будем дружно выполнять.
Раз – два – три – четыре – пять.
Никому не отставать.
От души мы потянулись, (Потягивания – руки вверх и в стороны).
И на место все вернулись. (Дети садятся).
Воспитатель: Ребята, домики где живут гномы окружает волшебный сад. Его называют волшебным, потому что там растут Чудо – деревья. На этих деревьях живут необыкновенной красоты птицы – загадочные фазаны. У них очень красивое оперенье, всех цветов радужного спектра. Гномы любили любоваться ими. Но один вредный волшебник, который тоже живёт в Радужной стране заколдовал этих красивых птиц. Он взмахнул своей волшебной палочкой и все фазаны стали невидимыми. И гномы расстроены, им бы очень хотелось, чтобы кто – ни будь помог им вернуть их любимцев. Как мы можем помочь им?(Ответы детей).
(Дети рассаживаются за столами).
Воспитатель: Ребята, мы нарисуем птиц с помощью наших ладошек. Возьмите простой карандаш, расположите на листе бумаги ладонь так, чтобы все пальчики были расставлены на расстоянии друг от друга, а большой – с другой стороны. Большой палец – это будет шея птицы, дорисуйте голову и хохолок. А хвост фазана будет очень красивым и пышным. Он состоит из семи перьев. Вам нужно дорисовать три недостающих пера, соединив пальчики выпуклыми дугами. Теперь можно приступать к раскрашиванию птицы. Будьте внимательны, ведь гномики говорили, что хвост фазанов раскрашен во все цвета радуги. Но посмотрите, у нас на столах краски только четырёх цветов. Подумайте, как мы можем поступить.
(Ответы детей: Можно получить производные цвета: оранжевый, зелёный, голубой и фиолетовый путём смешивания красок. )
Во время работы воспитатель напоминает, что существуют контрастные цвета. Если их использовать рядом, то работа будет яркой, радостной, звучной. Это такие цвета, как красный и зелёный, фиолетовый и жёлтый, синий и оранжевый. А есть цвета родственные – жёлтый и оранжевый, голубой и синий, красный и фиолетовый. Выполненная такими цветами работа будет более спокойной и сдержанной.
(В конце занятия, нарисованные детьми птицы вырезаются и наклеиваются на коллективное панно «Чудо – дерево»
Дети прощаются с жителями Радужной страны и с помощью волшебного зеркала возвращаются в группу.
Информацию подготовила воспитатель Людмила Ганжа