Участие родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.
Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков (свистящие, шипящие, сонорные), специальные занятия.
Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.
При работе родителей с детьми дома следует помнить пункты, написанные в памятке для родителей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЁНКА.
1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны ребёнку.
2. За одно занятие не следует давать больше трёх- четырех упражнений.
3. К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущее.
4. Все упражнения надо выполнять естественно без напряжения.
Вашему вниманию несколько логопедических упражнений для автоматизации поставленных звуков:
ГУО «Детский сад № 6 г.Быхова»
Учитель-дефектолог первой квалификационной категории
Лариса Михайловна Музыченко
В настоящее время во всех учреждениях дошкольного образования функционируют пункты коррекционно-педагогической помощи. Такой пункт есть и в нашем детском саду
Целью работы ПКПП в учреждении дошкольного образования является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении образовательной программы дошкольного образования в возрасте от 4-6 лет.
Мне часто задают вопросы, в чем заключается работа дефектолога?
Логопед ставит звуки. Психолог оказывает психологическую помощь. Все понятно. А дефектолог?
Наверно, настало время познакомится.
Дефектолог работает с детьми, у которых имеются задержки в умственном и психическом развитии, речевые нарушения или проблемы со слухом и зрением. Он помогает им адаптироваться дома, в детском саду или в школе.
Основной целью деятельности дефектолога является обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений развития детей.
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог-это коррекционный педагог.
Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем учреждении образования?
Проводит углубленное обследование особенностей речевого и познавательного, социального развития каждого воспитанника, определяет его способности к обучению, ведет работу направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей;
Оказывает индивидуально- педагогическую помощь воспитанникам по профилактике и исправлению или ослаблению имеющихся нарушений устной речи. Активизации познавательной деятельности.
Повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение. Внимание, любознательность, память, восприятие.
Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
Оказывает консультативную, информационно-методическую помощь педагогам, законным представителям воспитанников по вопросам:
- индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с ОПФР;
- определения форм организации и использования эффективных методов и приемов обучения по исправлению речевых нарушений.
Дефектолог помогает многим войти в нормальную жизнь либо приблизится к ней. Ведь если вовремя начать коррекцию недостатков, от них можно избавится. И тут, конечно же, необходимо участие родителей .
Поэтому дефектологу приходится выстраивать отношения не только с детьми. Но и с законными представителями детей. Часто это сделать труднее, чем с малышами. Ведь не все взрослые готовы принять тот факт, что в их семье растет особенный ребенок. Они упорствуют в в своем неведении и пытаются справиться с проблемами в одиночку. Это только усложняет работу дефектолога.
Дефектолог в учреждении образования проводит фронтальные занятия (занятия со всей группой), подгрупповые и индивидуальные занятия.
Согласно статистике у каждого второго ребенка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справится с произношением новых звуков. Поэтому особенно важна своевременная помощь дефектолога.
Коррекционные занятия дефектолога-логопеда направлены на:
-коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико- фонематического недоразвития речи;
- развитие связной речи;
-развитие оптико- пространственных представлений;
-развитие артикуляционной , мелкой и общей моторики;
- профилактику нарушений чтения и письма.
Дефектолог наблюдателен, тактичен, настойчив и нацелен на результат. И все же главное в его работе – терпение. Ты что-то старательно объясняешь ребенку, а он раз за разом выполняет действие механически и у него не очень получается. И потом – раз!- видишь: загорелся огонек. И он говорит: «Понял!».
И начинает быстро повторять и выполнять действие правильно. Это многого стоит. И в такой момент получаешь такое удовольствие и удовлетворение от проделанной работы!!!
Вот в этом и заключается работа дефектолога.
О развитии речи своего ребенка, особенно дошкольного возраста. Родителям нужно позаботится заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребенка.
Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
Дорогие родители, дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка вашего ребенка, его дальнейшие успехи в жизни.
ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО
Когда следует обратиться к дефектологу?
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
Если ребенок нечётко говорит и плохо ест твердую пищу: ребенку трудно жевать мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко. Это может быть одним из проявлений стертой дизартрии.
Трудно воспитываются культурно- гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек и языка. Он или сразу проглатывает воду или выливает её обратно.
Ребенок не любит и не хочет застегивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава, также испытывает затруднения на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.
Затрудняется при выполнении различных упражнений на физкультурных и музыкальных занятиях.
Про таких детей говорят, что неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения.Им трудно удерживать равновесие, стоя на ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс, речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Ничто не может заменить теплого, эмоционального взаимодействия взрослого с ребенком, если ребенок этого лишен, то его речь и познавательная сфера отстают от нормы, возникают трудности в общении.
Для предупреждения тяжелых форм речевого недоразвития важное значение имеет ранняя диагностика речевого развития у детей и своевременно оказанная им коррекционно- педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых двух лет жизни, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков. Этот этап принято называть периодом гуления: ребенок произносит звуки, чем-то напоминающие сочетания «ГХАИЫ»- отсюда исток доброй традиции «огукать» с детьми.
Следующая ступень в подготовке к овладению языком - период лепета. Он продолжается приблизительно до конца первого года жизни ребенка и знаменует начало овладения языком и понимания отдельных слов и предложений.
Первые слова ребенок произносит в конце первого года жизни. Как правило, в активном словаре малыша имеется уже около десяти слов.
Тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребенка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды- все это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи. Постоянное овладение речевыми навыками находит отражение в формировании мышления ребенка, а также его личности, характерологических особенностей.
Если родителей что-то тревожит, настораживает, например, выпал период гуления, запаздывает период лепета, надо незамедлительно обратиться к специалистам; отоларингологу, педиатру, логопеду.
Уже в раннем возрасте необходимо обратить внимание на развитие слухового внимания. Начиная с 6-7 месяцев ребенок определяет направление звука- колокольчика, дудочки, погремушки. Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить. Какая ему больше нравится. Уже в период гуления он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. Позже, месяцев с 7-8,приплясывает, хлопает в ладоши, поет. Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.
В конце первого года жизни ребенок правильно реагирует на многие, обращенные к нему слова. По просьбе взрослого он показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму. Он чувствителен к интонации, адекватно реагируя на вопросы и восклицания, строгий тон и похвалу.
Окружающие ребенка взрослые в семье, должны следить за своей речью, за правильностью и четкостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания.
С ребенком надо разговаривать о том, что находится в круге его внимания, помимо всего прочего, детям необходимо создать такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы желания не предупреждались прежде, чем малыш успеет выразить их словом или жестом.
После 6 месяцев следует заняться речевой моторикой. Очень хорошо в это время делать «лошадку».Чем раньше вы научите ребенка «цокать», тем быстрее у него появятся звуки(ш, ж, р, л).
Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В это время хорошо делать массаж кистей рук. А с 10 месяцев подключать упражнения с кубиками, катанием мячиков, играть в народные игры – потешки.
Раньше работу логопеда с ребенком рекомендовали начинать с пятилетнего возраста. Современные исследования позволили сделать вывод о необходимости раннего логопедического воздействия на ребенка.
Родителям стоит обратится к специалисту если:
В 12 месяцев ребенок не понимает простой просьбы, в его словаре нет 8-10 слов.
В 18 месяцев малыш не использует в своей речи 15-20 слов.
В 2 года словарный запас не составляет минимум 50 слов; предложения не состоят из двух слов.
В 2,5 года неправильно использует местоимения -я-, ты, мне; не повторяет две цифры в правильной последовательности, не имеет понятия» один».
К 3 годам не накопил словарный запас из 250 слов; не использует предложения из 3 слов, не овладел множественным числом существительных и глаголов; не называет свое имя, не понимает простых предлогов; не выполняет задания типа « положи кубик в коробку»
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5 годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе.У детей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! К ШКОЛЬНОМУ ВОЗРАСТУ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ВСЕ ЗВУКИ, ВЛАДЕТЬ ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО СТРОИТЬ СВЯЗНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к дефектологу, логопеду.
СОВЕТЫ ДЕФЕКТОЛОГА
Начнем с вас:
Даже если вы молчаливы от природы- все равно говорите с ребенком. Сопровождайте свои действия словами.
Говорите четко:
Просто, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Не сюсюкайтесь и не умиляйтесь, переговаривая. Неправильно сказанное слово. Разговаривайте, как с взрослыми, не забывайте о выразительности речи.
ОЧЕНЬ ВАЖНО:
Хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или не благоприятных.
ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ, ЧИТАЙТЕ…
Короткие стихи, рассказы и сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который много раз уже слышали: он еще раз пополнит пассив и затем выдает их в активной речи.
ПАЛЬЧИКИ ПОМОГАЮТ В РЕЧИ:
Обратите внимание на развитие мелкой моторики –точных движений руки, пальцев руки. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем письму.
БУДЬТЕ ТЕРПИЛИВЫ,СНИСХОДИТЕЛЬНЫ и ОСТОРОЖНЫ.
Если ваш ребенок неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним , не правильное произношение слова. Повторяйте слова правильно.
Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться успехам, чаще хвалите своего ребенка.
ПАМЯТКИ
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
-занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
-занятия могут проводится во время прогулок,поездок, но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
-необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий, не не следует спешить, показывая как нужно выполнять задания, даже если ребенок огорчен неудачей, помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
- занятия должны быть не продолжительными, не вызывать переутомления, пресыщения, желательно сообщать ребенку о том,какие задания он будет выполнять завтра
-необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередоватьзадания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
-необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолению трудностей.
Желаем успехов!!!